История

История Автор: Александр Кабановский , Ответственный редактор 22 мар. 2020 г., 12:50

Вложив в Формулу 1 колоссальные средства, Toyota так и не смогла одержать в чемпионате мира хоть одну победу. А вот в квалификации ей однажды удалось разбить всех соперников – дело было в Сахире 11 лет назад. Рассказываем о Гран При Бахрейна 2009 года

  • Как это было: Гран При Бахрейна, который не состоялся
  • Слайдер Список

    Этот кадр из Мельбурна отлично иллюстрирует расстановку сил в Ф1 в первой половине 2009 года: Brawn далеко впереди, плотную группу преследователей возглавляет Red Bull

    История 1/69

    Фотограф: XPB Images

    Преимущество команде Росса Брауна, которому досталось всё имущество покинувшей чемпионат Honda, обеспечил двойной диффузор. Это хитрое решение, формально не нарушающее регламент и значительно добавляющее прижимной силы в задней части шасси

    История 2/69

    Фотограф: Джорджо Пиола

    Дженсон Баттон уверенно выиграл две первых гонки, и лишь под проливным дождем в Шанхае ничего не смог поделать с соперниками из Red Bull, став третьим

    История 3/69

    Фотограф: XPB Images

    Тем не менее на четвертый этап – Гран При Бахрейна – Баттон приехал лидером сезона и главным фаворитом. Уик-энд начался для британца в четверг с прогулки по трассе в компании вполне узнаваемых персонажей

    История 4/69

    Фотограф: XPB Images

    По ходу круга их группа настигла другую, в которую входил Себастьян Феттель…

    История 5/69

    Фотограф: XPB Images

    …и гонщики, конечно, начали спор за позиции на трассе

    История 6/69

    Фотограф: XPB Images

    В их шуточном поединке победила дружба – но все понимали, что в реальной гонке на вершину подиума сможет подняться лишь кто-то один

    История 7/69

    Фотограф: XPB Images

    Совершенно иным было настроение в Ferrari. Команда выиграла три титула за два предыдущих сезона, но переход на новый регламент подкосил ее

    История 8/69

    Фотограф: Хазрин Мен Шах

    Благодаря широкому низкому переднему крылу и высокому узкому заднему алая машина выглядела столь же нелепо, как и все остальные, но при этом не отличалась особенной скоростью и слишком часто ломалась

    История 9/69

    Фотограф: XPB Images

    К этому добавились тактические промахи и другие факторы, из-за которых Кими Райкконен и Фелипе Масса не заработали за три начальных этапа сезона-09 ни одного очка. Такого скверного начала чемпионата у команды не было с 1980 года

    История 10/69

    Фотограф: Хазрин Мен Шах

    Между тем, пришло время тренировок. Пятница не принесла каких-то неожиданностей, разве что Toro Rosso Себастьена Буэми с утра остановилась на трассе…

    История 11/69

    Фотограф: XPB Images

    …но ко второй сессии машину привели в порядок, и будущий чемпион Формулы Е проехал больше всех: 37 кругов

    История 12/69

    Фотограф: XPB Images

    По скорости лучшим стал Нико Росберг из Williams. Стоит добавить, что в то время уик-энд в Бахрейне еще проходил по традиционному расписанию – в самое полуденное пекло

    История 13/69

    Фотограф: XPB Images

    Пару десятых Росбергу уступил Фернандо Алонсо, который продолжал выступления за Renault после расставания с McLaren в конце 2007-го

    История 14/69

    Фотограф: XPB Images

    В первую семерку, которая уместилась в 0,4 секунды, вошли гонщики шести разных команд, в том числе и Адриан Сутиль из Force India – к Бахрейну команда, не заработавшая годом ранее ни одного очка, обновила переднее крыло и диффузор

    История 15/69

    Фотограф: XPB Images

    И даже замкнувший протокол Ник Хайдфельд из BMW Sauber уступил лучшему результату менее полутора секунд

    История 16/69

    Фотограф: XPB Images

    Ferrari и эта пятница не принесла позитивных эмоций – ее пилоты стали по итогам дня только 16-м и 18-м…

    История 17/69

    Фотограф: XPB Images

    …однако в субботу утром Масса внезапно показал в тренировке вторую скорость

    История 18/69

    Фотограф: XPB Images

    Быстрее проехал только Тимо Глок из Toyota, хотя концовку сессии немец простоял в боксах с отказавшими тормозами

    История 19/69

    Фотограф: XPB Images

    Результаты оказались едва ли не более плотными, чем накануне: лидер сезона Баттон даже не попал в первую десятку, зато это удалось Хайдфельду

    История 20/69

    Фотограф: XPB Images

    В квалификации не повезло Марку Уэбберу – по ходу первого сегмента его заблокировал на быстром круге Сутиль, и австралиец не смог пройти дальше

    История 21/69

    Фотограф: XPB Images

    В числе выбывших во втором сегменте оказались Хейкки Ковалайнен из McLaren и улетевший с трассы пилот Renault Нельсон Пике

    История 22/69

    Фотограф: XPB Images

    До финала квалификации добрались оба гонщика Скудерии. К слову, обратите внимание на статичный колпак, закрывающий колесо и предназначенный для защиты от турбулентности. На нем нарисован (!) колесный диск. Такие штуки попали под запрет уже со следующего сезона

    История 23/69

    Фотограф: XPB Images

    Баттон первым из лидеров отправился на решающий быстрый круг и проехал быстрее всех…

    История 24/69

    Фотограф: XPB Images

    Но следом линию финиша пересек Феттель – его результат оказался на 0,03 секунды лучше

    История 25/69

    Фотограф: XPB Images

    Казалось, двух фаворитов ждет старт с первого ряда, поскольку всем остальным не дотянуться до их времени. Но внезапно обоих опередил Ярно Трулли из Toyota, а затем его напарник Тимо Глок показал второе время

    История 26/69

    Фотограф: XPB Images

    Для обоих гонщиков и всей японской команды это был миг триумфа

    История 27/69

    Фотограф: XPB Images

    Тут стоит отметить, что Toyota дебютировала в Ф1 с собственной командой еще в 2002 году. И хотя ее бюджет был едва ли не самым большим в паддоке, путь к успеху оказался для японцев невероятно долгим

    История 28/69

    Фотограф: Эллиот Патчинг / Motorsport Images

    Лишь к 2005-му, несколько раз сменив состав пилотов и пригласив конструктора Майка Гаскойна, команда вышла на неплохой уровень. Первому подиуму – второму месту Трулли в Малайзии – в Toyota радовались как дети. Все, включая больших боссов, устроили в паддоке восторженный танец, поливаясь шампанским

    История 29/69

    Фотограф: Toyota Racing

    В дальнейшем гонщики на красно-белых машинах еще не раз финишировали в первой тройке. Вот только, несмотря на все старания и потраченные деньги, одержать хоть одну победу Toyota так и не удавалось

    История 30/69

    Фотограф: XPB Images

    Потому неудивительно, что итоги квалификации в Бахрейне так вдохновили японцев – впервые в истории их пилоты вдвоем стартовали с первого ряда

    История 31/69

    Фотограф: XPB Images

    Brawn, Ferrari и McLaren на этот раз не попали в тройку лидеров – Баттону досталось место во втором ряду, Льюису Хэмилтону – в третьем, а Массе – в четвертом

    История 32/69

    Фотограф: XPB Images

    Тем временем на паддок опустилась ночь, а с ней и судейские решения. Во-первых, Сутиля переставили на несколько позиций за блокировку Уэббера, а вот во-вторых…

    История 33/69

    Фотограф: XPB Images

    …во вторых, по правилам 2009 года, которые сейчас воспринимаются изрядной нелепицей, пилоты выезжали на финал квалификации с тем количеством топлива, которое в дальнейшем сохраняли до старта гонки. Иными словами, можно было облегчить машину в субботу, запланировав ранний пит-стоп

    История 34/69

    Фотограф: XPB Images

    Вечером FIA опубликовала стартовый вес каждой машины. Для Red Bull Феттеля он составил 659 кг, для Brown Баттона – 652,5. У Toyota цифры были заметно меньше: Трулли – 648,5, Глок – всего 643 кг

    История 35/69

    Фотограф: XPB Images

    Потому в воскресенье, пока судьи убирали невесть откуда взявшееся масляное пятно прямо перед стартовой позицией Глока, соперники Toyota уже отлично знали, что обладатели двух первых позиций не представляют серьезной угрозы – если, конечно, не будут слишком быстро отрываться после старта

    История 36/69

    Фотограф: XPB Images

    Надо сказать, что старты в 2009-м были довольно своеобразными. Дело в том, что в правилах с того сезона появилась возможность использования систему KERS – механикам даже приходилось надевать резиновые перчатки, чтобы не получить удар током

    История 37/69

    Фотограф: XPB Images

    Первые кинетические рекуператоры были тяжелыми и не слишком мощными, многие команды сознательно отказывались от них…

    История 38/69

    Фотограф: XPB Images

    …но единственным моментом, когда KERS однозначно имела смысл, был именно старт. Батареи разрешалось полностью зарядить до гонки, и на первом разгоне они давали пилотам серьезное преимущество

    История 39/69

    Фотограф: XPB Images

    В Бахрейне систему решили использовать только McLaren и Ferrari

    История 40/69

    Фотограф: XPB Images

    Когда погасли стартовые огни, Глок (слева на фото) смог поравняться с Трулли…

    История 41/69

    Фотограф: XPB Images

    …и раньше напарника нырнуть в первый поворот

    История 42/69

    Фотограф: XPB Images

    Позади пары Toyota Хэмилтон прошел Баттона с Феттелем и стал третьим. Более того, вскоре действующий чемпион едва не опередил и Трулли, но проехал слишком широко и остался позади

    История 43/69

    Фотограф: XPB Images

    Учитывая «бульдозерные» передние крылья, первый поворот предсказуемо не обошелся без контактов. В боксы для ремонта пришлось ехать четверым гонщикам, включая Массу и обоих представителей BMW Sauber

    История 44/69

    Фотограф: XPB Images

    Глок и Трулли сразу же начали отрываться. Это могло иметь самые неприятные последствия для их соперников в споре за победу, потому уже в начале второго круга Баттон, поймав слипстрим за машиной Хэмилтона…

    История 45/69

    Фотограф: XPB Images

    …нырнул внутрь перед торможением и смог вернуть позицию

    История 46/69

    Фотограф: XPB Images

    На какое-то время гонка перешла в тактическую фазу. Отрыв дуэта Toyota понемногу рос, Баттон более-менее держался следом, а все остальные отставали, застряв позади Хэмилтона

    История 47/69

    Фотограф: XPB Images

    Да, именно так – в 2009 году в Формуле 1 можно было застрять позади действующего обладателя титула Льюиса Хэмилтона на серебристой машине с мотором Mercedes

    История 48/69

    Фотограф: XPB Images

    Топлива в баках у Глока хватило до 11-го круга, на 12-м на дозаправку поехал Трулли. Обоим поставили шины Medium для длинного второго отрезка

    История 49/69

    Фотограф: XPB Images

    Один круг разницы имел решающее значение: Тимо откатился вглубь пелотона и оказался только девятым, тогда как Ярно опустился лишь на шестое место

    История 50/69

    Фотограф: XPB Images

    На 15-м круге в боксах остановились Баттон и Хэмилтон – на тот момент между британцами было уже десять секунд. Обоим поставили SuperSoft

    История 51/69

    Фотограф: XPB Images

    Гонку предсказуемо повел Феттель, чья машина была самой тяжелой на старте. А когда и он провел пит-стоп…

    История 52/69

    Фотограф: XPB Images

    …вперед на пару кругов вышел Райкконен. Впервые со старта сезона Ferrari лидировала в гонке. Впрочем, все понимали, что это лишь временное стечение обстоятельств

    История 53/69

    Фотограф: XPB Images

    Куда важнее было другое – более поздний пит-стоп позволил Баттону опередить Трулли, не говоря уже о Глоке, и пилот Brawn на чистой трассе уезжал все дальше от Toyota

    История 54/69

    Фотограф: XPB Images

    Феттелю же дорого обошлись секунды, потерянные в дебюте позади Хэмилтона – Себ смог переиграть за счет поздней остановки самого гонщика McLaren, но уперся в Трулли, не имея возможности провести обгон. Льюис держался следом

    История 55/69

    Фотограф: XPB Images

    На середине гонки эту тройку стал быстро догонять Рубенс Баррикелло. Бразилец из Brawn после первых пит-стопов оказался позади Глока – но смог обогнать того и теперь сокращал отставание от «группы Трулли». В его команде решили рискнуть и перевели ветерана на схему с тремя пит-стопами

    История 56/69

    Фотограф: XPB Images

    На 37-м круге Баттон провел финальную остановку в боксах. В 20 секундах позади свернул на пит-лейн и Трулли. Феттель предпочел ехать дальше, а вот у Хэмилтона топлива уже не осталось – он также поехал на дозаправку

    История 57/69

    Фотограф: XPB Images

    Ярно с Льюисом вернулись в гонку в тот момент, когда мимо мчался Баррикелло. Пилоту Toyota после двойного размена позициями все же удалось взять верх – у Трулли на финал гонки были мягкие шины, потому важно было оказаться на чистой трассе

    История 58/69

    Фотограф: XPB Images

    Тем временем Феттель и во второй раз извлек выгоду из более позднего пит-стопа. Благодаря хорошему темпу на легкой машине пилот Red Bull смог переиграть Трулли, поднявшись на второе место. Правда, теперь уже у него была более жесткая резина

    История 59/69

    Фотограф: XPB Images

    За десять кругов до финиша гонка потеряла первого участника – у Казуки Накаджимы стало резко расти давление масла, и команда Williams решила досрочно остановить его в боксах

    История 60/69

    Фотограф: XPB Images

    Вскоре после этого Дженсон Баттон триумфально проехал под клетчатый флаг. Грамотно выстроенная гонка принесла британцу третью победу из четырех возможных

    История 61/69

    Фотограф: XPB Images

    Вполне доволен был и Себастьян Феттель, сумевший после сложного начала вернуться на второе место, заработав важные очки

    История 62/69

    Фотограф: XPB Images

    А вот Ярно Трулли не выглядел на подиуме особенно довольным. Стартовав с поула, он так и не смог принести Toyota дебютную победу. Даже мягкие шины в концовке не позволили итальянцу опередить Феттеля

    История 63/69

    Фотограф: XPB Images

    Следом финишировали Хэмилтон и Баррикелло. Рискованная тактика Brawn GP ничего не принесла Рубенсу, и он все больше отставал по очкам от напарника

    История 64/69

    Фотограф: XPB Images

    Кими Райкконен наконец-то прервал черную полосу Ferrari, принеся ей хоть какие-то очки за шестое место. Только следом гонку закончил ее первый лидер Глок

    История 65/69

    Фотограф: XPB Images

    После Бахрейна, когда Ф1 вернулась в Европу, Баттон выиграл трижды подряд, чем фактически гарантировал себе звание чемпиона мира

    История 66/69

    Фотограф: XPB Images

    Росс Браун грамотно воспользовался моментом и удачно продал свою команду Mercedes

    История 67/69

    Ferrari смогла постепенно прийти в себя, и Райкконен даже выиграл в Бельгии

    История 68/69

    Фотограф: XPB Images

    А вот в Toyota, так и не сумев одержать хоть одну победу, на волне глобального кризиса в экономике решили оставить Формулу 1 после завершения сезона-2009

    История 69/69

    Фотограф: XPB Images

    Источник: ru.motorsport.com